Чин прощения
26 февраля 2023 года в Свято-Троицком кафедральном соборе города Майкопа состоялась вечерня с чином прощения.
Богослужение возглавил правящий архиерей Выскопреосвященнейший Тихон Архиепископ Майкопский и Адыгейский.
По окончании богослужения по традиции Управляющий епархией, как архипастырь, первый испросил прощения у духовенства и прихожан. Затем все участники богослужения попросили прощения друг у друга.
Слово на начало Великого поста Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Тихона,
архиепископа Майкопского и Адыгейского
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» (песнопение Великого поста)
Великий пост, в период которого мы вступаем, есть время покаяния и приближения к нашей земной и небесной Пасхе – нашему избавлению, к Царствию Небесному, это пора покаяния и очищения. Без покаяния нет очищения, а без очищения нет спасения. Истинному покаянию предшествует по учению Церкви одно необходимое условие – прощение обид и примирение. Все мы живем в обществе, вместе трудимся и вместе совершаем наш жизненный путь. У каждого из нас по-своему строятся отношения с людьми. Об ином ближнем мы думаем: до чего же тяжел для меня этот человек, случайно поставленный со мною бок о бок. А кто-то точно так же думает о нас. Но как бы то ни было, мы идем все вместе, и мы обязаны идти вместе. Мы обязаны понимать друг друга и помогать друг другу, ибо апостол Павел восклицает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6,2). Вступая в период Великого поста, будем стараться стать сносными друг для друга, а если хватит на то сил, то и добрыми спутниками друг другу. Чем ближе мы подходим к Царствию Небесному, тем больше приближаемся к живому Богу и друг ко другу и тем невозможнее становится наше безразличие, наше злопамятство. «Ибо любящий другого исполнил закон Христов» – говорит апостол Павел (Рим.13,8). Почему же надо прощать своих ближних? Прощать грехи ближним – это закон Евангелия, это веление Самого Господа. «Если вы, – говорит святое Евангелие, – будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14-15). «Итак, – говорит в другом месте слово Божие, – во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12): хотите быть прощенными – прощайте; хотите быть любимыми – любите; хотите быть необиженными – не обижайте. Да и в молитве Господней, которую дал нам Сам Бог, мы просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6,12). На пути всепрощения встречается много препятствий. Главное из них – наше самолюбие и гордость. Вредит на этом пути и враг нашего спасения –диавол. Но по сравнению с теми средствами и возможностями, которыми мы обладаем, эти препятствия – ничто. С нами всегда Господь и Его всесильная помощь, благодать Духа Святого, помощь святых Ангелов, молитвенное предстательство святых угодников, учение и уставы святой Церкви. С нами Бог! А что может быть больше, крепче и надежнее этого? С этим сознанием подойдем к ответственному моменту в нашей жизни. Вырвем из своего сердца всяческие обиды и огорчения, от души простим наших ближних и дальних – и тогда простит нас Господь. Вступать в подвиг поста мы должны по заповеди Господней: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6,16), не с унылым лицом, но с лицами бодрыми как истинные воины Христовы, выступающие на борьбу с грехом и своей плотью при помощи и содействии благодати Божией. «Помажь голову твою и лице твое умой и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,17-18). Вместе с тем Господь научает нас отрешать свои сердца от земных сокровищ и от земных пристрастий и побуждает желать и искать сокровищ Небесных. Великий пост – это не «диета», не новомодное «вегетарианство». Постится верующий не для того, чтобы «очистить свой организм» или «закалить свою волю». Ограничения в пище – это не цель поста, это лишь его средство. Цель же – разрушить в себе греховного человека, образ Адама, совершившего первый грех, и создать по образу Христа, избавившего нас от рабства греху. Спрашивают иногда: а как нам правильно поститься? Да, в Церкви и нет никакой «инструкции», что и в каких количествах и в каких случаях допустимо вкушать; есть только общие правила. Главное, помогайте бедным, молитесь, воздерживайтесь от удовольствий и развлечений, ходите в храм Божий, исповедуйтесь, причащайтесь – и ваше сердце само вам подскажет, что вам следует есть и пить, а что – нет. И, как правило, для тех, кто соблюдает все это, для того и обет воздержания от пищи не представляет собой какой-то особой трудности или доблести. И не нужно стремиться превзойти в своем «пищевом» постничестве других: это тешит гордыню, тщеславие, и тем самым ввергает в еще больший грех, а, кроме того, неполезно для здоровья. «Пост, – говорит святитель Василий Великий, – рождает пророков, укрепляет сильных, пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража душ, надежный сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, он – сожитель трезвости и целомудрия. Пост предпосылает молитву на Небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении на гору. Пост – матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, надежный сожитель супругам». (Беседа 1. «О посте») В первые четыре дня первой седмицы Великого поста за вечерним Богослужением мы читаем Великий Покаянный Канон святого преподобного Андрея Критского. Это особый канон, замечательный по духовной глубине своей, как нельзя лучше располагающий нас к покаянию. Слова этого канона умягчают ожесточенное грехами наше сердце, и слезы покаяния текут из наших глаз, и мы искренне просим Бога простить нас. Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, сохранить на все дни предстоящей Святой Четыредесятницы это покаянное чувство. Постараемся прийти в состояние умиления и молитвы, осознания своей греховности, которое будет добрым началом подвига Великого поста и тогда этот пост будет легким, благодатным и радостным.
+ТИХОН
Архиепископ Майкопский и Адыгейский